Однажды я тонула. По-настоящему. Мне было лет 13 (точно не помню) и на тот момент у меня уже был какой-то вполне себе серьезный взрослый разряд по плаванию. И тем не менее, я тонула.
Дело было так. Мы отдыхали на турбазе на речке в узком семейном кругу. А именно: мама, ее брат (мой дядя, соответственно), моя старшая двоюродная сестренка Женя и я. Мы плыли по речке на 4-местной байдарке, периодически причаливая, чтобы отдохнуть, перекусить и пр. Этакий водный поход под названием «Трое в лодке, не считая»… не считая четвертого… Где были остальные родственники и почему мы были именно вчетвером, не помню.
А надо сказать, что речка Донец и раньше-то была не слишком глубокой – всегда были броды через нее. А в тот год и вовсе обмелела до уровня «курице по колено» - байдарочные весла то и дело цеплялись за дно.
В общем, в один из таких привалов родители остались на берегу, а мы с Женькой отправились купаться. Две вполне самостоятельные девицы старшего подросткового возраста весело плескались в реке 50-сантиметровой глубины…
Как мы начали тонуть, я помню не очень хорошо. Вернее, я помню, как увидела-почувствовала, что с сестрой что-то не так, и ей нужно подать руку. А дальше несколько мгновений выпали из памяти.
Следующее, что помню: дна под ногами нет. Женька сзади держится за меня, кажется, за купальник или за плечи – не важно – но она очень тяжелая. И нас течением сносит и заворачивает куда-то назад… Руками я достаю до мелководья, пытаюсь как-то уцепиться за него, но этого не достаточно, чтобы выбраться. Хватаюсь за песок, песок осыпается, осыпается, а ноги при этом в яме, в которую нас и затаскивает течением.
А на берегу, буквально в 10 метрах от нас, беседуют родители. В голове крутится… Да, ничего не крутится, кроме ужаса.
Представьте: вот оно, спасение, но ты не можешь его схватить, потому что это - песок, и он осыпается под твоими руками. Представьте: вот они, люди, которые могут тебе помочь, но ты не можешь позвать на помощь, потому что не можешь вдохнуть. Представьте: ты прекрасно плаваешь, но это тебе никак не помогает...
Конечно, мы спаслись. Дядя Марат увидел, что творится неладное, подтолкнул к нам байдарку, мы ухватились за нее, и он нас вытащил.
Делов-то... Казалось бы…
Но этот ужас я помню до сих пор.
Что это было?
Оказалось, в этом месте реки работал земснаряд. Земснаряд – это такое судно, похожая, как мне помнится, на сельскохозяйственный комбайн. Он выбирает грунт со дна водоема для того, чтобы а). углубить водоем б). насыпать песок (дно было песчаное) на берег или как-то еще его использовать. Этот земснаряд уже углубил участок русла, а проще говоря, вырыл яму. На краю этой ямы мы и оказались.
Чему меня научила эта история...
1. Человек, который тонет, вполне вероятно, не может позвать на помощь. Все эти махания руками и крики: «Помогите!» - в кино. В жизни ты не можешь. У тебя нет на это времени и сил. Ты пытаешься вдохнуть, пытаешься удержаться на поверхности, за что-то схватиться. Просто знайте это.
2. Вне водной стихии то же самое. Понять, что человек в беде, и ему нужна помощь, часто можно только по глазам. Смотрите в глаза!
3. Если ваши дети взрослые, самостоятельные и подготовленные (например, хорошо умеют плавать), - им, все равно, может быть очень нужна ваша помощь. Смотрите в глаза.
4. Есть еще один момент, когда люди не зовут на помощь, хотя им это необходимо. Вот это чувство нелепости и глупости ситуации. Мол, да, нет же, этого не может быть, сейчас, еще чуток, только руку протяну… Я же умею… Когда ты уже тонешь, но еще не понимаешь этого.